Политики Монголии отвернулись от России, выбрав узкоколеные железные дороги.
В Монголии увеличивается сентимент недовольства руководством премьера-министра Норовына Алтанхуяга и отдельных министров кабинета из-за упадка экономики, связанного с уменьшением количества прямых инвестиций и девольвацией национальной валюты.
Старший советник премьера Луймэдийн Гансух был арестован по подозрению в коррупции из-за программы по продаже угля малоимущим слоям населения. Дочь Алтанхуяга также была под следствием за её участие в той же самой программе. Возможно, могут начаться новые расследования в отношении самого премьера и его министров - Ч.Сайханбилэга и Н.Батбаяра. Расследования могут коснуться их частных многомиллионных счетов в Швейцарии, Сингапуре и Гонконге, растраты средств от эмиссии гос. облигации на $1.5 миллиардов.
Справка. Норовын Алтанхуяг — премьер-министр Монголии с 2012 года, в 1996—2000 годах — министр сельского хозяйства и промышленности, в 2004—2006 годах — министр финансов. С 2008 года — глава Демократической партии. Википедия
Также, воспользовавшись ухудшением отношений России с Западом, произошедшим из-за ситуации на Украине, Алтанхуяг и его команда поставили вопрос о строительстве нефтяного и газового трубопровода из России в Китай через Монголию. Конечно, с одной стороны, казалось бы, это выгодно Монголии. На самом же деле, такой трубопровод был бы наиболее выгоден Китаю, так как появилась бы возможность поставить и Россию, и Монголию на т.н. "китайскую иглу". Обе страны могут обрести экономическую зависимость от Китая, в то время как Россия могла бы просто соединить газовое месторождение Ковыкту с трубопроводом "Сила Сибири" и выйти на морские рынки через Тихий океан, чтобы обеспечило России экономическую независимость.
Тем временем, визит председателя КНР Си Цзиньпиня в Монголию не оправдал ожиданий премьера и его команды. Вместо ожидаемой кредитной линии на 30 миллиардов долларов США, которая была бы дана на основании узкой коллейности железных дорог (см. ниже) и отдачи месторождения Таван-Толгой консорциуму китайской гос. компании "Шенхуа" и местной компании "Энержи ресурс", было согласовано только 162 миллионов долларов США на строительство приграничной железной дороги между Монголией и Китаем. А визит президента России Владимира Путина в сентябре этого года считают очень успешным, так как он смог сблизить отношения двух соседей не только на дипломатическом, но на экономическом уровне.
17 октября группа депутатов Великого Хурала внесли на рассмотрение спикера официальное предложение об освобождении от должности Н.Алтанхуяга. В предложении указано и подтверждено конкретными фактами, что премьер-министр не раз нарушал закон о государственном бюджете и в целом неудовлетворительно исполнял функции руководителя Правительства.
В тоже самое время российская "Роснефть" расширяет свое присутствие на монгольском рынке. В рамках Петербургского международного экономического форума 22-24 мая 2014 года "Роснефть" заключила сразу три крупных пятилетних контракта на поставку нефтепродуктов с компаниями-импортерами Монголии - "НИК", "ШУНХЛАЙ" и "МАГНАЙ ТРЕЙД". Общая стоимость поставок составляет 2,3 млрд долларов США.
Несмотря на это, многие монгольские политики в большинстве своём заняли абсолютно антироссийскую позицию по Крыму, в том числе в их числе был премьер-министр Монголии Норовын Алтанхуяг .
Также в Монголии произошел конфликт интересов, связанный со строительством железной дороги в Монголии. Бывший министр промышленности и сельского хозяйства, член ВГХ и глава Союза монгольских демократов Халтмаагийн Баттулга неоднократно высказывался в Парламенте, в Правительстве, и в СМИ Монголии о желании развивать железнодорожную сеть в Монголии по российскому стандарту широкой коллеи 1520 мм. Следуя логике Баттулги, нет смысла развивать в Монголии две железнодорожные сети, имея уже УБЖД, построенную по российским стандартам, качеству и ширине коллеи. Но из-за двойного государственного управления, оказавшейся совершенно неразвитой по современным требованиям, антимодернизированной (напр. до сих пор дорога обслуживается без электрической тяги).
Многие политики из окружения премьера Монголии видят развитие Монголии в строительстве железнодорожных сетей по современным китайским стандартам и их узкой железнодорожной коллейностью. Соотвественно, в случае строительства данной сети, дополнительные выгоды (рабочие места, подвижной парк) получит КНР. Основным оправданием монгольские политики видят неуклюжесть управления УБЖД двумя государствами и отсутствие модернизации данной железнодорожной сети. Это затрагивает интересы не только большого бизнеса, но и геополитические интересы России.
В 2010 году парламент страны пришёл к выводу, что Монголии, как воздух, нужда новая железная дорога в Китай. Решили, что строить ветку следует таким образом, чтобы от нее можно было бы легко продлить альтернативные маршруты в Японию и Южную Корею. Поэтому монгольский премьер на встрече с главой "Роснефти" Игорем Сечиным в Монголии 17 марта 2014 предложил "Роснефти" вышупомянутых импортёров, которые являются основными финансистами депутатов, усиленными методами лоббирующих, во главе с премьером, китайскую железнодорожную коллею на территории Монголии.
24 октября ВГХ Монголии все же принял постановление о строительстве узкоколлейной железной дороги китайского стандарта от Таван-Толгоя в Китай. Получается, Парламент Монголии во главе со спикером Зандаахуугийном Энхболдом, отвернулся от России, а вызванная предкризисным положением политическая нестабильность может повлечь за собой охлаждение отношений двух соседей.