Была ли у «диких монгольских кочевых племен» своя религия? Если да, то какая? Ответ на этот вопрос мы легко найдем в Википедии в статье «Монгольская империя»:
«Верованием основной массы монголов к началу XIII в. оставалось тенгрианство.».
Так ли это? На данный вопрос я постараюсь ответить в этой статье.
Что такое тенгрианство? С ответом нам поможет та же Википедия:
«Тенгрианство (каз. Тәңіршілдік, тат. Тәңречелек, туркм. Taňryçylyk, монг. Тэнгэр шүтлэг, карач.-балк. Тейрилик) — обозначение доисламской религии или мировоззрения кочевников евразийских степей, где присутствовал культ Тенгри — обожествлённого неба, а также основанных на ней современных реконструкций. […] Культ Тенгри как культ Неба зародился в Центральной Азии от V до I тыс. до н. э. Его сближают с аналогичными представлениями древних китайцев (Небо-Тянь в конфуцианстве), хунну (чинли) и древних шумеров (Dingir). […] Культовая практика тенгрианства сближалась с традиционным шаманизмом. […] Связанные с культом Неба народные верования уходят в глубину веков. […] Л. Н. Гумилев называет «почитание Тенгри — Голубого Неба» общей «первобытной религией» для половцев и «всей степной Евразии». […] Тенгрианство не имело сакральных текстов и основывалось на устной традиции.»
Из вышепредставленного становится ясно, что тенгрианство является чем-то вроде общего для всех народов Великой Степи шаманизма, где почитался Тенгри. В других источник тенгрианство называется просто ответвлением шаманизма. А это означает, что у монголов не было своей религии, только общие народные верования. Насколько это верно?
Наиболее подробное описание древней религии монголов сделано ученым-бурят-монголом Дорджи Банзаровым, описавшим взгляды бурятских язычников. Он снабдил свое сочинение рядом исторических экскурсов и в заключение сделал вывод: «так называемая шаманская религия, по крайней мере у монголов, не могла произойти от буддизма или какой-либо веры». По его мнению, т.н. черная вера монголов «произошла из того же источника, из которого образовались многие древние религиозные системы; внешний мир - природа, внутренний мир - дух человека и явления того и другого - вот что было источником черной веры». Согласно описанию Банзарова, черная вера заключается в почитании неба, земли, огня, второстепенных богов - тенгри, и онгонов, душ умерших людей. Назвать религией это сложно – вера в силы природы.
Я беру на себя ответственность сказать, что это заблуждение. Да, традиционное понимание, что религия монголов времен Чингисхана – примитивное язычество – заблуждение. Более того, заблуждением является информация о якобы «терпимости монголов ко всем верам», из которой был сделан вывод об отсутствии религиозных предпосылок монгольских походов. Причиной такого масштабного заблуждения является то, что высказанные некогда гипотезы были приняты позже за неоспоримую истину.
Я глубоко убежден, что монгольская религия XII--XIII вв. была законченной концепцией мировоззрения, с традицией, восходившей к глубокой древности и отточенной не менее, чем древнегреческая религия, буддизм, ислам и христианство. Со своим пантеоном богов, и, конечно же, названием.
В качестве название можно принять предложенное Д. Банзаровым (см. выше) наименование «черная вера» - Хар шүтлэг. Русификация названия «Тэнгэр шүтлэг» выглядит как «Тенгрианство», соответственно «Хар шүтлэг» - «Харианство».
Google: «Не найдено результатов по запросу Харианство»
Яндекс: «Добавлены результаты по запросу «Арианство».»
Значит именно харианством – черной верой – мы окрестим традиционную монгольскую религию.
А теперь перейду к доказательству существования независимой религии. Сотворение мира и историю с точки зрения харианистов я опишу чуть позже, в книге под названием «Великое черное сказание», которая должна будет служить Библией религии, возрождающейся в Монголии.
А ныне я лишь опровергну принадлежность монгольской религии к казахскому/половецкому/туркменскому и т.д. - общему тенгрианству.
В типичном степном тенгрианстве все боги носили наименование «тенгри» - тенгри неба, тенгри земли, тенгри молний и т.д.. То есть это было обозначение для духа какой-то стихии. В Монголии был свой сложной пантеон богов. Слово «тэнгэр» для монгольских богов было добавлено позже и в исконном варианте оно не употреблялось. И так, главным богом монголов и повелителем всех богов («тэнгиров») был Цаган Эбугэн, он с 32 другими богами живет на вершине горы Хан-Тэнгри (заметьте – вполне реальная гора, также как и Олимп. Хотя и не находится на нынешней территории Монголии). Его женой была богиня Этуген. Этуген покровительствовала детям. Из ее левой пятки появился Отхан-Галихан – бог огня. Его охраняли Шигургу и Цогтай. Другими богами, жившими на Хан-Тэнгри были, к примеру, защитник от гадов, болезней и насекомых Колчин, податель телесной силы Эльбескуй и бог красоты Анарба. Под землей располагалось подземной царство, которым правил Эрлик. Его волю исполняли эрлики, элчи и лусы.
И это только маленькая крупинка неизученного сложнейшего харианского пантеона богов. В «Великом черном сказании» я опишу основные легенды черной веры, которые, к сожалению, очень трудно восстановить. А ведь они не менее интересные, чем древнегреческие – начиная с войны бога Хормуста с Эрликом и заканчивая рождением бога войны – Сульдэ.
И еще одно утверждение: «Тенгрианство не имело сакральных текстов и основывалось на устной традиции.». А навсегда утерянный сакральный текст черной веры существовал. Он был написан орхонским письмом. Его отголоски можно найти только в оставшихся монгольских и ойратских сказках, которые послужат основой к восстановлению «харианской Библии».
Эта идея также важна в связи с ростом популярности тенгрианства Монголии. Люди должны понять, что они не язычники, а последователи возродившейся веры. К сожалению, тема античной монгольской культуры практически не изучалась, и мир даже не подозревает, сколько загадок таит в себе одна из колыбелей цивилизации – Монголия.
Теги
Рассылка писем
Подпишитесь на нашу рассылку:
МИХАИЛ ГУБИН: Харианство – традиционная монгольская религия
29.06.2014 01:04